Давным давно vladforn подкинул мне статью для перевода. Обгуглившись и обругавшись, я перевела ее на 3/4 и отвлеклась на работу, Игромир и прочие непонятные вещи. Сейчас у меня нашлось пара ночей для допиливания черновиков, так что вашему вниманию представляется краткая историческая справка о реальных корнях Колумбии.
Разумеется все есть в учебниках истории соответствующего периода, а Роберт Рас, автор оригинала, может и ошибаться, но краткая выжимка будет актуальна для тех, кто неуверенно знает историю США. Там, где что-то не совпадало с найденной мною информацией, я оставляла версию статьи. Переводчик все-таки. Но ничего критичного не было.
В тексте есть кликабельные слова - это ссылки на ру-вики, а там есть и ссылки на источники.
Ожидая появления BioShock Infinite, я начал размышлять над поразительной мощью франшизы. Игра выросла из границ выдуманного мира, чтобы воплотить дух времени Америки 1900х. Этот безвестный период истории на самом деле весьма любопытен. И тут игрок оказывается в эпохе, никогда не захватывавшей воображения наших современников. Правда и тут собака порылась – вдруг вы проспали уроки истории США, и не понимаете, что в игре правда, а что вымысел? Или вдруг вы вообще не американец, и поворотного в истории Америки века вовсе не было в программе? (а что, кто-то не изучает историю Америки? – прим. переводчика).
Дабы поддержать вас, я составил список реальных исторических событий и идей, с которыми вы познакомитесь в парящем городе Колумбии. Так что садитесь на трамвайчик, и давайте прокатимся вдоль Главной Улицы США – от технических чудес до анархистских подрывников.
Американская Исключительность и век Оптимизма
Термин "
В эту мысль молодая республика с наслаждением верила. Эту веру подпитывала долгоиграющая, хоть и спорная идея
XIX век завершился тем, что Америка собрала свои первые заморские территории в результате Испанско-американской войны. Тогда многие решили, что особая роль Америки заключена в империализме: экспорте демократии, доставке цивилизации аборигенам и христианизации планеты (хотя некоторые с правом голоса возражали, например, Марк Твен). Согласно мнениям того времени, Америка была не только оплотом свободы, но вела мир к новому, Американскому, миллениуму.
С таким-то скачком технологий можно понять, почему жители США воображали наступающую утопию. Всего за двадцать лет быт просто перевернулся, а уровень жизни достиг высот, которых никто никогда не видел. Женщины и мужчины, с детства привыкшие воду черпать из колодца, а дома освещать керосиновыми лампами, внезапно получили электричество и водокачки. Некоторые даже провели водопровод прямо у себя дома! Те же, кто победнее, всё равно видели сии чудеса и грелись мыслью, что скоро прогресс дойдет и до них. В городах появлялся первый общественный транспорт, а совершенствование железных дорог привело к тому, что жители Нью-Йорка могли добраться до Сан-Франциско за шесть дней, а не за шесть месяцев, как раньше. Медицина тоже не стояла на месте: рентгены теперь видели все болячки насквозь, а прививочные программы уничтожили злую оспу. Автомобили потихоньку заменяли лошадей, в небе гудели самолеты, а телефоны связали города между собой. Изобретения не только изменили повседневную жизнь, но и породили бесконечный оптимизм, уверенность в том, что технологии приведут к здоровой и счастливой нации. «Законы все справедливей, - вещал один проповедник с кафедры, - правители все гуманней, музыка все прекрасней, а книги мудрей. Дома все больше переполняются счастьем, а сердце каждого переполняется справедливостью и нежностью».
Нативизм*
Между тем, справедливостью и нежностью в отношении мигрантов сердца не наполнялись. На стыке веков расцвел нативизм – страх, что внешние влияния в виде иммигрантов или расово «иных» изменят облик Америки, потащат ее ко дну или уничтожат основополагающие ценности. Между 1900 и 1920 нативизм вырос в идею-фикс для американской политики и жизни. Мало того что изоляция афроамериканцев была обязательна во многих областях Юга (и по факту была нормой местами на Севере), она потихоньку распространялась на новых американцев. По прибытию иммигрантов приветствовали знаки типа: «Ирландцы не нужны», «Макаронники запрещены», «Китайцы должны валить». Другими популярными жертвами были восточноевропейцы, евреи, мусульмане и, чуть позже, японцы. Согласно политике нативизма эти люди несли с собой болезни. Они все алкоголики. «Низшая», «грязная» кровь бежит по их венам. Преступность у них в природе. И наверняка они любят своих прежних правителей или Папу больше, чем свою новую Родину. А еще они разрушат экономику, работая за меньшую плату, чем коренные американцы. Политические мультики пестрели шовинистскими карикатурными персонажами, волнами накатывающимися на берега Америки с ярлыками «мафия», «болезнь», «социализм», «католицизм». Для доказательства умственной и моральной неполноценности иммигрантов, нативисты использовали лженауки вроде евгеники и френологии, подкрепляя ими свои претензии на то, что те портят расовую чистоту нации.
Позже IQ тесты, проводимые в весьма сомнительных условиях, стали популярнейшим инструментом дискриминации. В безвестном научном исследовании времен Первой Мировой Войны принстонский психолог Carl C. Brigham проверил американских рекрутов и завершил отчет крайне сомнительным тезисом: «Интеллектуальное превосходство нашей Нордической расы** над альпийской, средиземноморской и негроидной расами было наглядно продемонстрировано." Любопытно, что сам Dr. Brigham также был и автором самих тестов. Эти подложные статьи – от которых Бригам потом открестился как от ошибочных и расистских – подкрепили призывы ввести оганичения на количество мигрантов в США из ряда стран. Чем более «желанным» был генотип страны, тем больше была квота для въезжающих. Английские, норвежские и шотландские поселенцы приветствовались, а русские и китайцы – нет. Между тем, планы «американизировать» новых иммигрантов вылились в книги и памфлеты, призывавшие вновь прибывших отбросить собственную культуру и принять американский идеал. Обычно это шло рука от руку с заталкиванием мигрантов на работу, где они пореже попадались на глаза, вроде текстильных фабрик, угольных шахт или домашней прислуги. С первых минут в Колумбии мы видим, что подобные мнения популярны и в раю Комстока. Пропагандистские постеры ратуют за защиту Колумбии от «низших рас», а в коротком приквеле The Mind In Revolt доктор Пинчет выражает удивление, что Дейзи Фитцрой набирает 149 баллов на интеллектуальном тесте, а не 70- 80 баллов, якобы «средний показатель для цветных». Жаль, что он, как и вся остальная Колумбия, недооценил ее.
Бойня на ручье Вундед-ни***
Бойня на ручье Вундед-ни 1890 года является символическим – а то и реальным – концом многовекового конфликта, известного как Индейские Войны. Кроме того, это одна из самых позорных страниц американской истории. А согласно истории BioShock Infinite's, именно эта бойня рушит психику Букера ДеВитта. В 1889 году среди племен распространилось новое верование в пророка, «Пляска духов». Люди верили, что новый мессия спасет всех праведных индейцев, танцующих «Пляску духов», все белые люди исчезнут, а буйволы вернуться. Духи предков тогда смогут жить спокойно. Эта идея так встревожила власти штатов, что начались аресты известных вождей, дабы обезглавить зарождающееся (с точки зрения правительства) восстания. Когда индейцы-полицейские попыталась арестовать вождя Сидящего Быка, началась стрельба. Она повлекла за собой жертвы с обеих сторон. После перестрелки беженцы из племени Сидящего Быка направились к ближайшей резервации, чтобы укрыться у вождя Пятнистого Лося. Опасаясь расправы правительства, смешанная группа отправилась дальше, но была перехвачена 7мым кавалеристским полком США. Полк проследил беженцев до ручья Вундед-ни и разбил на ночь лагерь, готовя легкую артиллерию против 350 беженцев, 230 из которых были женщины и дети. Днем 29го декабря, полк направился разоружать беженцев. А вот о дальнейших событиях до сих пор спорят. Знахарь Желтая Птица начал «Пляску духов». Или солдаты столкнулись с глухим бойцом, который не понял приказа о разоружении. Или воины Лакота подняли оружие и открыли огонь.
Но вот что мы знаем точно: пушки Гочкиса открыли огонь, поливая и беженцев и кавалерию неприцельным огнем. Офицеры потеряли контроль над солдатами и стычка переросла в бойню. Кавалеристы верхом преследовали выживших, убивая безоружных мужчин и женщин с младенцами на руках. Где-то между 150 и 300 коренных жителей Северной Америки было убито, мужчин, женщин и детей, а их тела бросили коченеть под трехдневной вьюгой, прежде чем похоронить в братской могиле.
Конгресс наградил высшей Медалью Почета 20 (беспрецедентное число) человек из числа 7го кавалеристского полка.
Оригинал
*Нативизм – специфическая для того места и времени идея, родственная национализму, но с полурелигиозными, а не практическими соображениями. Насколько я поняла, речь идет о превосходстве совокупности наций, стихийно объединившихся в американскую нацию. С учетом экспансии это практически шовинизм. В ру-вики статья про философскую категорию, это не то, смотрите на
** Нордическая группа это некая подраса европейской группы, выделяемая некоторыми исследователями. Арийцы, как позже предположили в Германии. Американцы в описываемый период придерживались нордизма, то есть теории превосходства нордов нордической группы скайрим для…
Про альпийскую и средиземноморскую подрасы можно прочесть в тех же исследованиях. Ну или выжимку в вики =)
*** И тут тоже